Вернуться в главный раздел "Сведения об образовательной организации"

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ФГОС

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  1. Конституция РФ, Статья 43
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.09.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 г. Москва "Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов"
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02"
  9. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936)
  10. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  1. Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.04.2012 № 01/20-621 "Об утверждении региональных экспериментальных площадок по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
  2. Приказ Министерства образования Оренбургской области от 21.05.2012 № 01/20-792 "Об утверждении плана-графика введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Оренбургской области"
  3. Критерии готовности общеобразовательных организаций к введению ФГОС ООО
  4. Рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Оренбургской области
  5. Учебно-методическое обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных организациях Оренбургской области
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
  1. Приказ Администрации МО Беляевский район Оренбургской области Отдел образования, опеки и попечительства от 13.09.2010 "О создании рабочей группы по подготовке к внедрению ФГОС в образовательных организациях района"
  2. Об организации образовательного процесса в 1 классах общеобразовательных учреждений Беляевского района
  3. Примерная форма договора «О предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями»
Модель организации внеурочной деятельности МБОУ «Беляевская СОШ» в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
       1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
       2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
       1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 
       2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 
       3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.


Федеральные государственные образовательные стандарты

Дошкольного образования
Начального общего образования
Начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
Основного общего образования
Среднего  общего образования

Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи МОиН РФ подготовлены методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ и ответы на вопросы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
Со 2 января 2016 года вступило в действие постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 об утверждении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении ФГОС НОО ОВЗ"
Проект "Концепция ФГОС ОВЗ"
Приказ министерства образования Оренбургской области от 30.04.15 № 01-21/956 О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Приложение 1 - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приложение 2 - Состав областной рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ в образовательные организации Оренбургской области


Федеральные государственные требования

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», согласно которому Минобрнауки России устанавливает федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (пункт 6.2 статьи 9 Закона). Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.
    Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.
    Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
     Основными функциями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должны стать следующие:

  • обеспечения права на качественное дошкольное образование.

     Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

  • сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

     В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного образования как явление в целом положительное имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного возраста, использование образовательных программ по принципу «лоскутного одеяла» и т.п.), преодолеть которые возможно только через определение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одно из назначений которого - нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

  • гуманизации дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

  • повышения качества дошкольного образования.

     Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы. С учетом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации и отдельных муниципалитетов в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.

  • критериально-оценочная.

     Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец), принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС – содержательная основа процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

  • обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.

     Определение государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и начального общего образования обеспечит согласование целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования для реализации единой линии развития ребенка от 3 до 11 лет.

  • оптимизации образовательных ресурсов.

    Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы дошкольного образования, особенно ее ресурсного компонента, позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Понятие условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования не тождественно понятию потребностей. Потребности направлены на достижение желаемо-необходимого состояния системы дошкольного образования (они не всегда могут быть удовлетворены в связи с объективной ограниченностью большинства ресурсов), условия – на достижение нормативно-необходимого состояния. Таким образом, условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

 

Особенности ФГОС НОО
  • Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС
  • Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем образовании
  • Изменилась структура (совокупность требований)
  • Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ.
  • Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные)
  • ФГОС имеет методологическое основание (системно-деятельностный метод)
 

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.
Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре.
ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.

Внедрение и реализация ФГОС ОВЗ

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию ФГОС ОВЗ

Федеральный уровень

  1. Приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.  № 1598 «Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом МОиН от 19.12.2014 г.  № 1598
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями», утвержденный приказом МОиН от 19.12.2014 № 1599;
  4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761)
  5. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46 - ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (ст.24)
  6. Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации» от 24.ноября 1995г. (ст 18)
  7. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.34, 44, 48, 79)
  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации    от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий  для получения  образования детьми  с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 7 июля 2013года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013г № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  11. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с ОВЗ по профилям заболеваний;
  12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 20.08.2014г № ВК – 1748/08 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для  обучения лиц с умственной отсталостью (вместе с разъяснениями о государственной  аккредитации образовательной деятельности по  образовательным программам, адаптированным для  обучения лиц с умственной отсталостью).

Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы:

- для глухих детей

для слабослышащих и позднооглохших детей

для слепых детей

для слабовидящих детей

для детей с тяжелыми нарушениями речи

для детей в нарушением опорно-двигательного аппарата

для детей с задержкой психического развития

для умственно отсталых детей

для детей с расстройствами аутистического спектра

   Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

для глухих детей

для слабослышащих и позднооглохших детей

для слепых детей

для слабовидящих детей

для детей с тяжелыми нарушениями речи

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

для детей с задержкой психического развития

для умственно отсталых детей

для детей с расстройствами аутистического спектра

Региональный  уровень

  1. Приказ  министерства образования Оренбургской области от 30.04.2015 № 01-21/956 «О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  2. Постановление Правительства Оренбургской области  от 12.05.2014г № 290 –пп «О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области  от 30.08.2013г №731-пп  «Об утверждении государственной Оренбургской области «Доступная среда» на 2014-2020 годы»
  3. Письмо министерства образования Оренбургской области от 30.09.2014 № 01-23/5138 «О требованиях к реализации адаптированных образовательных программ»
  4. Рекомендации по внедрению специальных федеральных государственных стандартов, в том числе по совершенствованию нормативной и методической базы, описание механизмов внедрения ФГОС (письмо министерства образования Оренбургской области от 30.09.2015 № 01-23/5998).

Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы 

Порядок организации и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам  -  образовательным программам  начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30. 08. 2013 № 1015.

Региональный уровень

Постановление от 23.12.2004 №259-п "Об утверждении положения о порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также выплаты компенсации расходов родителям на эти цели"

Закон Оренбургской области от 16 марта 2009 г. N 2812/607-IV-ОЗ "О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по обучению детей-инвалидов в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому"

Предложения и рекомендации по внедрению специальных федеральных образовательных стандартов, в том числе по совершенствованию нормативной и методической базы, описание механизмов внедрения СФГОС

Приказ МО Оренбургской области от 30.04.2015 №01-21/956  "О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Муниципальный уровень

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации  по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

Сведения об интернатных учреждениях и коррекционных школах Оренбургской области

Приказ об утверждении программы работы с родителями имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья на 2014-2015 учебный год.

План мероприятий по реализации Программы работы с родителями имеющих детей с ОВЗ на 2014-2015 учебный год.

Программа работы с родителями имеющих детей с ОВЗ, на 2014-2015 учебный год.

Приказ отдела образования, опеки и попечительства Беляевского района Оренбургской области от 05.08.2015 №253/1 "О создании организационно-управленческих условий введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Нормативно-правовое основание

Индивидуальное обучение на дому рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательной организации.

Основание для организации обучения на дому

  • Медицинское заключение (справка  ЛПУ  с датой номером  ВК)
  • Заявление родителей (законных представителей)

Рекомендации психолога

Памятка для родителей детей - инвалидов

Нормативно-правовые основы инклюзивного образования

Особенности проектирования адаптивных общеобразовательных программ

Анкета ФГОС ОВЗ